Эстетика. Самосознание. Гибель.
27.11.2008 в 11:19
Пишет andrey_lensky:

Мироформаторство
Хочется побеседовать о генезисе фэнтези-миров, а точнее — о степени их родства с нашим. С одной стороны, дело это популярное: как справедливо замечали Олди, нередко "мироформаторское допущение" ("мир у нас называется так-то, обладает такой-то картой и такими-то народами") оказывается вообще единственным фантастическим допущением в книге. С другой, мне в последнее время все реже попадаются миры с "абстрактными" картой и языками.

Можно условно проградуировать фэнтези-миры по степени этнографического и языкового родства с нашим.

Например, Альфрика (используемая мной в D&D и нежно любимая "фэнтези-Европа" — нечто вроде описанного Полом Андерсоном в "Три сердца и три льва", "Буре в летнюю ночь" и "Сломанном мече") получит рейтинг 90: страны плюс-минус те же, языки те же, имена те же, только кое-что добавлено и убрано.

Видесс Тортлдава — рейтинг где-то 80: выделен византийский регион, страны и народы переименованы, однако имена и этнография изменены минимально, религии хоть и отличаются, но прекрасно узнаются.

Этерна Камши — около 70: параллели все еще очевидны, но карта непохожа, аналогии не везде прямые, территории языков смазались. Но имена процентов на 90 нашенские, родные, и за ними стоит какая-то языковая общность; религии тоже плюс-минус узнаваемые, хотя отличия сильнее, чем у Тортлдава.

Эления Эддингса — баллов 50: параллели с народами скорее угадываются, чем очевидны, имена скорее "что-то напоминают", чем заимствованы из реальных языков, при этом "альтернативного" языка никакого не прослеживается (может, кроме троллиного, но это другая тема — см. ниже). О вере судить трудно; вроде бы она похожа на христианскую, но на самом деле мы о ней очень мало знаем.

Где-то в районе 40-50 баллов пребывают многие традиционные игровые миры: Кринн, Забытые королевства...

Мир "Ведьмака" Сапковского уже труднее проградуировать: с одно стороны, имена у него в основном "близкие и привычные", с другой, народы расплываются (не знаю, как кому, а мне пришлось долго запоминать, где Темерия, а где Редания, и в чем между ними разница ;-)).

Где-то ближе к нулевому концу шкалы находятся миры Толкина и Джордана: явственно присутствуют свои языки, минимум прямых аналогий с нашими народами, абсолютно другое мировоззрение (не то чтобы совсем "не наше" — мир того же Джордана построен на вполне знакомых принципах, но стоицизм у нас никогда не был господствующей философией). Есть минимальные параллели по наборам имен — и все.

А теперь несколько вопросов в пространство:

— Какие, на ваш взгляд, еще есть достойные миры в "близкой к нулю" области?
— Какой мир, на ваш взгляд, ближе всего к нулю по этой шкале?
— Что вам в среднем симпатичнее: "около 100" или "около 0"?
— В каких случаях, на ваш взгляд, для автора оправдано стремиться к 0?

URL записи

@темы: Книги

Комментарии
27.11.2008 в 20:44

I will put aside fear for courage, and death for life, when it is right to do so - till Universe's end. (c) Диана Дуэйн
Нарния и Плоский мир скорее всего будут где-нибудь посередине этой шкалы, хотя не знаю. Нарния ближе к нулю, Плоский мир чуть дальше от нуля, но оба не выше 30, наверно.
Что вам в среднем симпатичнее: "около 100" или "около 0"?
Около 0, но в зависимости от обстоятельств.
27.11.2008 в 21:43

I will put aside fear for courage, and death for life, when it is right to do so - till Universe's end. (c) Диана Дуэйн
Хотя не, на Плоском мире много аналогий с нашим, пожалуй, 50. Там вон есть пародийная Древняя Греция, пародийная восточная империя, и еще разное.
А Нарния все же ближе к нулю, там единственная аналогия с нашим миром - Ташбаан.
28.11.2008 в 01:05

Эстетика. Самосознание. Гибель.
White Witch Jadis, спасибо)
28.11.2008 в 10:50

I will put aside fear for courage, and death for life, when it is right to do so - till Universe's end. (c) Диана Дуэйн
Вот только меня последний вопрос в тупик поставил. Если взять в качестве примера все того же Пратчетта (ты извини, что все время одни и те же примеры, но это мои любимые фэнтези-миры), то он проводит аналогии с целью пародии на некие реалии истории, нашей жизни и пр. А вот в случае с Нарнией и Ардой, я не знаю, как объяснить их близость к нулю, какими именно целями автора.
28.11.2008 в 14:40

Эстетика. Самосознание. Гибель.
White Witch Jadis, пародии тоже как совпадения можно считать.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail